Новости

Вместе мы добьемся большего

Учредители, члены правления и устав ПСКК

Составы первичных организаций

Материалы конференций ПСКК (отчеты, заявления, обращения, решения)

Статьи

Премии, дипломы, грамоты

Презентация, балы

Рекламный буклет



        660049, Красноярск, проспект Мира, дом 82, СибГТУ, офис Ц-6, ПСКК
тел/факс (3912) 66-03-98,
тел. 21-67-58
E-mail: mediasecret@list.ru



   

 

О НЕКОТОРЫХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
(в преломлении воззрений М.А. Чехова)
И. Флейшер

Fleisher

«Живописец, скульптор, музыкант в одинаковой мере вправе предъявлять к системе (Станиславского) те же требования, которые теперь предъявляет пока только один актёр». Эти слова принадлежат русскому актёру, приемнику К.С. Станиславского, М. Чехову.
М. Чехов в статье «О работе актёра над собой» фиксирует два момента помогающие творческому состоянию актёра: внимание, фантазия.
Специфика работы музыканта – исполнителя во многом однородна с актёрской. В музыкально – исполнительском процессе внимание и фантазия могут «работать» в определённой психологической настройке и физическом состоянии, которое можно обозначить как психофизическое.
Психофизическое состояние музыканта играет большую роль в исполнительстве. Исполнителю – музыканту перед выступлением следует отнестись к своему здоровью особенно бережно. Когда психофизическое состояние в хорошей форме, то вероятность каких – либо неточностей в исполнении меньше и самоотдача работает в полную силу творческого процесса. Конечно, бывает и так, что при плохом психофизическом состоянии творческая мобилизация исполнителя очень высокая. Но при этом
музыканту приходится затрачивать много сил и здоровья, а заставить себя сконцентрироваться на главном, при психофизическом недомогании – это удел одарённых исполнителей. Умение в нужный момент мобилизоваться, приобретать необходимые сценические навыки, следует воспитывать в учениках с раннего возраста и совершенствоваться постоянно.
В исполнительском процессе сочетаются сценическая воля с умением целиком увлечься исполняемым произведением, то есть желание играть выше, чем психофизическое состояние. От психофизического состояния  зависит и внимание, и фантазия исполнителя.

1. Внимание.
Что такое внимание? Это сосредоточенность – высший элемент творческого состояния. Внимание должно быть сконцентрировано на главном – творческой задаче.
Говоря о внимании, нельзя не сказать о наблюдательности. Наблюдательность, как одна из форм выражения внимания, присуща творческому человеку. Человек получает из внешнего мира массу разнообразных впечатлений. В его сознание проникает одновременно всё, что он видит, слышит, ощущает. Способность исполнителя заключается в том, чтобы правильно распорядится набранными впечатлениями, знаниями, через авторский текст раскрыть драматургию музыкального произведения.
Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Если сознательно выделить то или иное впечатление, и ассоциировать его с каким – либо музыкальным произведением, эпизодом, то внимание по отношению к мысли будет произвольным. Если не удаётся сознательно сосредоточить своё внимание, что – то отвлекло во время игры, то оно будет непроизвольным. Ребёнок – музыкант в меньшей степени, чем зрелый исполнитель владеет своим вниманием. Внешние впечатления маленького исполнителя как бы сами управляют его вниманием.
Очень важна связь между вниманием и интересом. В музыкальном исполнительстве не может быть внимание играющего без интереса раскрыть драматургию сочинения, без интереса к авторскому замыслу, без интереса выступать с этим произведением, без интереса к самому факту – играть на сцене перед публикой. И, наоборот, о каком интересе может идти речь без внимания к тому же авторскому тексту и так далее. То, что интересно, не может не привлекать внимание, а то, на что направленно внимание, становится интересным.

2. Фантазия.
Известно, что всякое произведение искусства есть, в определённой степени, продукт фантазии художника. Исполнительская фантазия музыканта может проявляться с большей или меньшей яркостью, смелостью, самостоятельностью, в зависимости от таланта музыканта, но отсутствовать совсем она не может.
Формальное исполнение нотного текста без фантазии или слабой, ограниченной фантазией будет всегда восприниматься весьма скучно. Но не следует путать понятие правильное прочтение нотного текста с понятием формальное исполнение. Правильно прочитанный нотный текст, стимулирует фантазию. Чем сильнее фантазия исполнителя, чем она разнообразней, тем ярче слышна звуковая и динамическая палитра, фактура, тембровая выразительность.
Фантазия – необходимый и важнейший фактор творчества – в значительной степени определяет убедительность концепции, которая есть главное в исполнительстве. В этой связи мысли и поиски М. Чехова способны обогатить музыкально – исполнительскую сферу.