Новости

Вместе мы добьемся большего

Учредители, члены правления и устав ПСКК

Составы первичных организаций

Материалы конференций ПСКК (отчеты, заявления, обращения, решения)

Статьи

Премии, дипломы, грамоты

Презентация, балы

Рекламный буклет



        660049, Красноярск, проспект Мира, дом 82, СибГТУ, офис Ц-6, ПСКК
тел/факс (3912) 66-03-98,
тел. 21-67-58
E-mail: mediasecret@list.ru



   

ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
проф. Лукьяненко Михаил Васильевич

зав. кафедрой систем автоматического управления Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева
Lukyanenko

Изучение и освоение космического пространства требуют разработки и создания космических аппаратов различного назначения. В настоящее время наибольшее практическое применение получают автоматические непилотируемые космические аппараты для формирования глобальной системы связи, телевидения, навигации и геодезии, передачи информации, изучения погодных условий и природных ресурсов Земли, а также исследования дальнего космоса. Для их создания необходимо обеспечить очень жесткие требования по точности ориентации аппарата в космосе и коррекции параметров орбиты, а это требует повышения энерговооруженности космических аппаратов.
Одной из важнейших бортовых систем любого космического аппарата, которая в первую очередь определяет его тактико-технические характеристики, надежность, срок службы и экономическую эффективность, является система электроснабжения. Поэтому проблемы разработки, исследования и создания систем электроснабжения космических аппаратов имеют первостепенное значение, а их решение позволит выйти по удельно-массовым показателям и сроку активного существования на мировой уровень.
За последнее десятилетие ведущими мировыми фирмами сделан порыв в повышении энерговооруженности космических аппаратов, что позволяет при тех же самых ограничениях по массе аппаратов, накладываемых существующими носителями, непрерывно увеличивать мощность полезной нагрузки. Подобные достижения оказались возможными благодаря усилиям, предпринятым разработчиками всех компонентов бортовых систем электроснабжения, и прежде всего, источников электроэнергии.
Основными источниками электроэнергии для космических аппаратов в настоящее время являются солнечные и аккумуляторные батареи.
Солнечные батареи с кремниевыми монокристаллическими фотоэлектрическими преобразователями по удельно-массовым характеристикам достигли своего физического предела. Дальнейший прогресс в разработке солнечных батарей возможен при использовании фотоэлектрических преобразователей на основе новых материалов, в частности, из арсенида галлия. Трехкаскадные фотоэлектрические преобразователи из арсенида галлия уже применяются на платформе США HS-702, на европейской Spasebus-400 и др., что позволило более чем вдвое увеличить мощность солнечной батареи. Несмотря на более высокую стоимость фотоэлектрических преобразователей из арсенида галлия, их применение позволит в 2-3 раза увеличить мощность солнечной батареи или при той же мощности снизить соответственно площадь солнечной батареи по сравнению с кремневыми фотоэлектрическими преобразователями.
В условиях геостационарной орбиты применение фотоэлектрических преобразователей на основе арсенида галлия позволяет обеспечить удельную мощность солнечной батареи 302 Вт/м2 в начале работы и 230 Вт/м2 в конце срока активного существования (10-15 лет).
Разработка четырехкаскадных фотоэлектрических преобразователей из арсенида галлия с КПД около 40% даст возможность удельную мощность солнечной батареи до 460 Вт/м2 в начале работы и 370 Вт/м2 в конце срока активного существования. В ближайшей перспективе следует ожидать существенного улучшения и удельно-массовых характеристик солнечных батарей.
В настоящее время на космических аппаратах широко используются аккумуляторы на основе никель-водородной электрохимической системы, однако, энергомассовые характеристики этих аккумуляторов достигли своего предела (70-80 Вт?ч/кг). Возможность дальнейшего улучшения удельных характеристик никель-водородных аккумуляторных батарей весьма ограничены и требуют крупных финансовых затрат.
Для создания конкурентоспособной космической техники необходим был переход на новые типы электрохимических источников электроэнергии, пригодных для использования в составе системы электроснабжения перспективных космических аппаратов.
На рынке космической техники в настоящее время происходит активное внедрение литий-ионных аккумуляторов. Это обусловлено тем, что литий-ионные аккумуляторы обладают более высокой удельной энергией по сравнению с никель-водородными аккумуляторами.
Основным преимуществом литий-ионной батареи является снижение массы из-за более высокого соотношения энергия-масса. Соотношение энергия-масса литий-ионных аккумуляторов выше (125 Вт?ч/кг) по сравнению с максимально достигнутым для никель-водородных аккумуляторов (80 Вт?ч/кг).
Основными преимуществами литий-ионных аккумуляторных батарей являются:
- снижение массы батареи из-за более высокого соотношения энергия-масса (снижение массы для батареи составляет ~40%);
- низкое тепловыделение и высокий КПД по энергии (цикла заряд-разряд) с очень маленьким саморазрядом, что обеспечивает наиболее простое управление при запуске, переходной орбите и штатной эксплуатации;
- более технологичный процесс изготовления литий-ионных аккумуляторов по сравнению с никель-водородными аккумуляторами, что позволяет обеспечить хорошую повторяемость характеристик, высокую надежность и снижение себестоимости.
По оценкам специалистов фирмы SAFT (Франция), применение литий-ионных аккумуляторных батарей на телекоммуникационных спутниках мощностью 15-20 кВт, позволит снизить массу батарей на 300 кг (стоимость вывода на орбиту 1 кг полезной массы составляет ~30 000$).
Основные характеристики литий-ионного аккумулятора VES140 (разработан фирмой SAFT): гарантированная емкость 39 А*ч, среднее напряжение 3,6 В, напряжение в конце заряда 4,1 В, энергия 140 Вт?ч, удельная энергия 126 Вт*ч/кг, масса 1,11 кг, высота 250 мм и диаметр 54 мм. Аккумулятор VES140 квалифицирован для космического применения.
В России на сегодняшний день ОАО «Сатурн» (г. Краснодар) разработал и изготовил литий-ионный аккумулятор ЛИГП-120. Основные характеристики аккумулятора ЛИГП-120: номинальная емкость 120 А?ч, среднее напряжение 3,64 В, удельная энергия 160 Вт*ч/кг, масса 2,95 кг, высота 260 мм, ширина 104,6 мм и глубина 44,1 мм. Аккумулятор имеет призматическую форму, что дает существенные преимущества по удельно-объемной энергии батареи по сравнению с аккумуляторами фирмы SAFT. Варьируя геометрическими размерами электрода можно получить аккумулятор различной емкости. Данная конструкция обеспечивает наивысшие удельно-объемные характеристики батареи и позволяет выполнить компоновку аккумуляторной батареи, обеспечив оптимальный тепловой режим.
Современные системы электроснабжения космических аппаратов представляют собой сложный комплекс из источников электроэнергии, преобразующих и распределительных устройств, объеденных в систему автоматического управления и предназначенных для питания бортовых нагрузок. Вторичные источники электропитания представляют собой энергопреобразующий комплекс, состоящий из определенного количества идентичных импульсных преобразователей напряжения работающих на общую нагрузку. В традиционном варианте в качестве импульсных преобразователей напряжения используются классические преобразователи с прямоугольной формой тока и напряжения ключевого элемента и управлением посредством широтно-импульсной модуляции.
Для повышения технико-экономических показателей системы электроснабжения космического аппарата, таких как удельная мощность, КПД, быстродействие, электромагнитная совместимость, нами предложено использовать квазирезонансные преобразователи напряжения. Были проведены исследования режимов работы двух параллельно включенных квазирезонансных преобразователей напряжения последовательного типа с коммутацией электронного ключа при нулевых значениях тока и частотно-импульсным законом управления. По результатам моделирования и исследования характеристик опытных образцов квазирезонансных преобразователей напряжения были подтверждены преимущества этого типа преобразователей.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что предложенные квазирезонансные преобразователи напряжения найдут широкое применение в системах электропитания цифровых и телекоммуникационных систем, контрольно-измерительной аппаратуры, технологического оборудования, систем автоматики и телемеханики, охранных систем и т.д.
Актуальными проблемами являются изучение особенностей функционирования источников электроэнергии космического назначения, разработка их математических моделей и исследование энергетических и динамических режимов.
Для этих целей нами разработано и изготовлено уникальное оборудование для исследования систем электроснабжения космических аппаратов, что позволяет в автоматизированном режиме производить разносторонние испытания бортовых источников электроэнергии (солнечных и аккумуляторных батарей) и систем электроснабжения в целом.
Кроме того, разработаны и изготовлены автоматизированное рабочие место для исследования энерготепловых режимов литий-ионных аккумуляторов и модулей батарей и аппаратный комплекс для исследования энергетических и динамических характеристик солнечных батарей из арсенида галлия.
Важным аспектом работы является также создание и исследование альтернативных источников электроэнергии для космических аппаратов. Нами проведены исследования маховичного накопителя энергии, представляющего собой супермаховик совмещенный с электрической машиной. Маховик, вращающийся в вакууме на магнитных опорах имеет КПД 100%. У двухроторного маховичного накопителя энергии появляется свойство, позволяющее реализовать трехосную угловую ориентацию. При этом силовой гироскоп (гиродин), как самостоятельная отдельная подсистема, может быть исключен, т.е. маховичный накопитель энергии совмещает функции накопителя энергии и силового гироскопа.
Проведены исследования электродинамических тросовых систем как источника электроэнергии космического аппарата. На сегодняшний день разработана математическая модель электродинамической тросовой системы для расчета максимальной мощности; определены зависимости энергетических характеристик от параметров орбиты и длины троса; разработана методика определения параметров тросовой системы, обеспечивающих генерацию заданной мощности; определены параметры орбиты (высота и наклонение), при которых достигается наиболее эффективное использование тросовых систем в режиме генерации энергии; исследованы возможности тросовой системы при работе в режиме тяги.