Новости

Вместе мы добьемся большего

Учредители, члены правления и устав ПСКК

Составы первичных организаций

Материалы конференций ПСКК (отчеты, заявления, обращения, решения)

Премии, дипломы, грамоты

Презентация, балы

Рекламный буклет



        660049, Красноярск, проспект Мира, дом 82, СибГТУ, офис Ц-6, ПСКК
тел/факс (3912) 66-03-98,
тел. 21-67-58
E-mail: mediasecret@list.ru



   
<<  1 . 2  >>

 

      
– организация ежегодных конкурсов на соискание 25 профессорских премий главы города, учрежденных администрацией Красноярска 2002 году;
– подготовка и проведение новогоднего профессорского бала, в программе которого: торжественное вручение лауреатам профессорских премий дипломов, нагрудных золотых знаков и денежного вознаграждения; новогодние приветствия руководителей края, города, совета ректоров, и правления Собрания; художественная программа мастеров искусств, новогоднее застолье, дружеское общение участников и, конечно, танцы;
– награждение по представлению первичных организаций почетными грамотами Собрания профессоров – юбиляров за высокий профессионализм и значительные достижения в области образования, науки, культуры;
 

– взаимодействие со средствами массовой информации по основным направлениям деятельности Собрания.
С 2005 года по инициативе и с участием Собрания для администрации Красноярска выполняется комплексная научно-исследовательская работа «Научная оценка негативного влияния техногенных факторов эксплуатации Красноярской ГЭС на экологическую обстановку, инфраструктуру, здоровье населения и обоснование необходимых компенсационно-защитных мер города». Жители Красноярска, которые внесли определяющий вклад в строительство Красноярской ГЭС, много лет ощущают негативные последствия её эксплуатации. В то же время нынешние собственники ГЭС, используя природную ренту в виде гидроресурсов Енисея, получают дешевую электроэнергию и продают её Красноярску по высоким тарифам. По предварительным оценкам в результате реализации проекта администрация Красноярска сможет обоснованно требовать от собственников ГЭС добровольного или вынужденного участия в финансировании необходимых компенсационно-защитных мер города в объеме до 500 млн. руб. в год.

К перспективным задачам Собрания относятся:
– создание на своем Интернет-сайте компьютерной базы данных о вузах и профессорах края, о планируемых научных и методических конференциях, семинарах, круглых столах и других мероприятиях в области науки и образования;
– создание в Красноярске профессорского клуба, в рамках которого могут проходить встречи с известными учеными и специалистами, деятелями культуры, в том числе зарубежными, организация культурного досуга членов клуба.

Высшим органом Собрания является ежегодная конференция. В период между конференциями работой Собрания руководит правление, которое избирается на два года и состоит из представителей всех первичных организаций. Заседания правления проводятся ежемесячно как офисе Собрания, так и в первичных организациях, что способствует распространению полезного опыта и налаживанию деловых контактов:
– на заседании в Красноярском государственном торгово-экономическом институте его ректор Ю.Л. Александров и проректор В.Г. Подопригора ознакомили членов правления с опытом работы вуза со студентами, имеющими физические недостатки, а также с методикой оплаты преподавателей, работающих с договорными студентами;
– в Красноярском государственном педагогическом университете имени В.П. Астафьева его ректор Н.И. Дроздов и член правления Собрания Н.С. Шилов рассказали об основных достижениях и перспективных задачах этого старейшего в городе вуза;
– на заседании в Доме ученых, подготовленном зам. председателя КНЦ СО РАН, членом правления Собрания В.В. Москвичевым, рассмотрены перспективы сотрудничества с краевым управлением МЧС по проблемам техногенной безопасности, состоялась презентация макета электронной базы данных, которая позволит на интернет-сайте Собрания получить информацию о проводимых в городе конференциях, конкурсах грантов, защитах диссертаций и др.;
– в Красноярской государственной медицинской академии её ректор И.П. Артюхов, первый проректор П.А. Самотесов и проректор по международным контактам А.Б. Салмина ознакомили членов правления с историей и традициями вуза, спецификой высшего медицинского образования, проблемами отечественного здравоохранения;
– на заседании в Сибирском институте управления, бизнеса и психологии, подготовленном членом правления Собрания В.Г. Вдовенко, рассмотрены особенности образовательного процесса в негосударственном вузе.
О главном. Не имея возможности подробно осветить все стороны деятельности Собрания, рассмотрим наиболее важное направление, отражающее итоги работы ежегодных конференций.
1. На учредительной конференции 2001 года принята резолюция «О положении в системе высшего образования и возможных последствиях предлагаемого плана действий Правительства РФ в этой области». Участники конференции выразили серьезную озабоченность:
– установлением для государственных вузов статуса образовательных организаций, вместо существующего статуса государственного образовательных учреждений, что противоречит Конституции Российской Федерации (ст. 43), Законам РФ «Об образовании» (ст. 12), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.2.8) и открывает путь к приватизации вузов;
– планами использования результатов Единого государственного экзамена выпускников средней школы в качестве основного критерия при поступлении в вузы, что может привести к уничтожению создававшейся десятилетиями системы довузовской подготовки и работы с одаренными детьми;
– предлагаемой формой государственных именных финансовых обязательств для студентов вузов, которая не дает одинаковых стартовых возможностей выпускникам городских и сельских школ.
Резолюция была направлена в Федеральное собрание, Администрацию президента и Правительство РФ. Её основные оценки и предложения нашли подтверждение в выводах комиссии Госсовета при Президенте РФ, которая анализировала состояние и перспективы развития российской системы образования. На этой же учредительной конференции принята резолюция в поддержку краевого закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Красноярском крае», который экспертами Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов при Минобразования РФ признан наиболее продвинутым региональным законом в области высшего профессионального образования. Резолюция способствовала преодолению сопротивления ряда депутатов Законодательного собрания края. Вскоре закон был принят и подписан губернатором А.И. Лебедем. При недостаточном федеральном финансировании этот закон создавал правовую основу для софинансирования системы высшего образования края за счет привлечения средств краевого бюджета. Однако вступивший в силу Бюджетный кодекс РФ не позволил реализовать возможности закона, который и сегодня не отменен, но по инициативе новой администрации края приостановлен на неопределенное время.
2. По поручению конференции 2002 года правление Собрания направило в администрацию Красноярска и Городской совет ходатайство о восстановлении в городе льготной оплаты сверхнормативной жилой площади для лиц с учеными степенями и званиями. Правовым основанием для решения этой проблемы стало постановление Городского совета № 3-26 от 15 мая 2001 года. В результате два года научно-педагогические работники с учеными степенями и званиями, имеющие площадь жилья больше установленного в Красноярске социального норматива, могли оплачивать сверхнормативные 20 м2 по льготному 40% тарифу за жилищные услуги и центральное отопление. К сожалению, переход на 100% оплату услуг ЖКХ обесценил эту льготу.
3. По поручению конференции 2002 года в Федеральное Собрание и в Минобразования РФ направлены предложения в проект Федерального закона «О статусе педагогических работников»:
– распространить на научно-педагогических работников государственных вузов условия пенсионного обеспечения федеральных госслужащих (75-85% от заработной платы);
– восстановить право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет и доплаты за ученые степени и звания в тех объемах, которые действовали до их отмены.
4. На конференции 2003 года принято обращение к Президенту, Правительству и Федеральному Собранию РФ, в котором выражена глубокая обеспокоенность тем, что:
– правительственная концепция реформирования отечественной высшей школы предусматривает её разгосударствление, перекладывание затрат на обучаемых, понижение бюджетного обучения до уровня бакалавра по большинству специальностей, многократное сокращение федеральных вузов и неравномерное расположение их в субъектах РФ, что нарушает конституционное право граждан на равный доступ к получению качественного образования;
– не прекращаются попытки обойти мораторий на приватизацию государственных вузов, разделить их на ведущие и второстепенные по формальным признакам, а не по качеству подготовки специалистов;
– систематически не исполняются финансовые статьи федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», более того, готовится признание их утратившими силу;
– навязывается форсированное вхождение России в Болонский процесс, который является инструментом политики глобализации, выгодной высокоразвитым странам, упрощает «утечку умов», потери от которой многократно превосходят доходы от обучения в России иностранных студентов;
– свыше десяти лет государственные вузы имеют бюджетное финансирование не более 40% от минимально необходимого уровня, предусмотренного федеральными законами, хотя четыре года подряд федеральный бюджет выполняется со значительным профицитом;
– индексация ставок и окладов бюджетников с 1 октября 2003 года на 33% не остановила негативную тенденцию снижения жизненного уровня научно-педагогических работников, заработная плата которых остается недопустимо низкой и реально увеличилась лишь на 20-22%, тогда как официальный уровень инфляции с момента предыдущего повышения зарплаты в 2001 году превысил 30%, а фактический прожиточный минимум вырос на 45%;
– перспективные молодые специалисты, оставленные для преподавания в вузе, не имеющие ученых степеней и званий, получают заработную плату ниже прожиточного минимума, что является прямым нарушением Бюджетного кодекса РФ (статья 192);
– планируемое сокращение вузов неизбежно приведет к росту безработицы и социальной напряженности в молодежной среде, а затраты на нейтрализацию последствий в итоге значительно превысят предполагаемую «экономию».
Делегаты конференции потребовали:
– довести бюджетное финансирование системы высшего образования до уровня 5% расходной части федерального бюджета, предусмотренного ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
– ввести в Бюджетный кодекс РФ изменения, позволяющие субъектам РФ софинансировать подготовку специалистов по региональным компонентам образовательных стандартов;
– ввести для студентов и аспирантов вузов беспроцентные государственные образовательные кредиты;
– изменить в государственных вузах соотношение преподаватель/студент очной формы обучения от сегодняшних 1:10 – 1:12 до необходимых 1:4 – 1:6;
– увеличить в государственных вузах доплаты за ученые звания и ученые степени, чтобы повысить заинтересованность научно-педагогических работников в росте квалификации;
– приравнять научно-педагогических работников государственных вузов к госслужащим в части пенсионного обеспечения и стажа за выслугу лет или установить пенсионные надбавки за ученые степени и звания (как это делается за воинские и академические звания), чтобы не вынуждать профессоров преподавать в преклонном возрасте и облегчить продвижение молодым преподавателям;
– ввести отраслевую систему оплаты труда, предусматривающую увеличение заработной платы в государственных вузах в 2-3 раза;
– сохранить в ведущих регионах РФ, в том числе в Красноярском крае, университетские комплексы, имеющие федеральное финансирование.5. По поручению рабочей группы, созданной в администрации края после визита Президента РФ, правление Собрания рассматривало вопрос «Эффективность существующей структуры высших учебных заведений края с точки зрения востребованности специалистов на рынке труда в крае, регионах Российской Федерации, ближнем и дальнем зарубежье». По результатам обсуждения в администрацию края переданы рекомендации:
– просить Правительство РФ использовать Красноярский край как экспериментальную площадку для отработки условий образовательного кредита и других рыночных методов привлечения молодежи к получению высшего профессионального образования по востребованным специальностям;
– в формируемой комплексной программе развития края на период до 2010 года предусмотреть необходимое организационное и ресурсное обеспечение для оптимизации направлений подготовки и специальностей в системе профессионального образования.
Изменение структуры и сокращение специальностей в вузах это болезненный, но необходимый процесс. За него нужно браться государственным органам, так как российский рынок не регулирует качество подготовки специалистов и перспективный спрос на них.
7. На внеочередной научно-практической конференции 2006 года Собрание с участием представителей краевой власти, Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края и Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края рассмотрело проблемы создания в Красноярске Сибирского федерального (национального) университета (далее СФУ).
Понимая и поддерживая цель, выдвинутую Президентом РФ В.В. Путиным в рамках реализации национального проекта в области образования: «это должны быть совершенно новые, качественно новые учебные заведения и центры подготовки на самом современном уровне; надо существенно поднять уровень вузовской науки, обеспечить ее связь с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры», участники конференции считают:
Создание в г. Красноярске качественно нового вуза, совмещающего особенности исследовательского, инновационного и предпринимательского университета, конкурентоспособного на мировом образовательном пространстве и превосходящего существующие университеты по основным показателям деятельности, является обоснованным, учитывая значение Красноярского края в развитии экономики России, реализуемые в крае проекты федерального уровня, накопленный научный, образовательный и промышленный потенциал.
Оптимальным вариантом создания СФУ является объединение трехчетырех ведущих вузов г. Красноярска, компактно расположенных на сопредельной территории, путем их слияния и расширения взаимодействия с подразделениями Красноярского научного центра СО РАН, с финансово-промышленными структурами региона. Предпочтительная организационная форма СФУ – федеральный университетский комплекс.
Недостаток в действующем законодательстве РФ правовых норм, необходимых для организации СФУ, может привести к юридическим несоответствиям. Целесообразно на переходный период (до изменения соответствующих законов РФ) ввести необходимые нормы указом Президента или Постановлением Правительства РФ. В частности, необходимо отнести вопросы формирования, управления и финансирования СФУ к совместному ведению уполномоченных федеральных и региональных органов с возможным участием финансово-промышленных структур.
Организацию СФУ целесообразно осуществить в виде специального проекта, создав на переходный период исполнительную дирекцию с правом юридического лица. На переходный период необходимо также сохранить юридическое лицо для объединяемых вузов, так как его утрата может привести к разрушению ранее созданных интеграционных цепочек «наука–образование–производство» в виде филиалов, представительств, базовых кафедр, совместных лабораторий и центров, в том числе с зарубежными партнерами.
Согласно постановлению Правительства РФ от 5.08.2005 № 2473п-П7 «Основные направления Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» развитие Красноярского края должно происходить на инновационной основе. Поэтому СФУ следует ориентировать на подготовку специалистов для наукоемких отраслей промышленности, техники и технологий, недостаток которых ощущается сегодня и возрастет в перспективе. Подготовка бакалавров гуманитарного и экономического профиля не должна быть приоритетом СФУ.
Эволюционное, поэтапное формирование СФУ позволит свести к минимуму риски, которые могут привести к росту социальной напряженности, вызвать конфликты среди работников и обучающихся объединяемых вузов. Важно сохранить действие коллективных договоров, которые дают работникам этих вузов дополнительные социальные гарантии.
Попытки создания СФУ не дадут положительных результатов без решения следующих проблем:
– сохранение и увеличение бюджетных мест для студентов по наиболее востребованным направлениям подготовки и специальностям, а также бюджетных мест в аспирантуре и докторантуре;
– 2?3 кратного роста заработной платы преподавателей и сотрудников, стипендии студентов, аспирантов и докторантов по сравнению с действующими размерами;
– изменения соотношения преподаватель/студент по очной форме обучения от 1/8 ? 1/12 до 1/4 ? 1/5;
– целевого выделения средств на развитие материально-технической базы, в том числе строительство жилья для работников, общежитий для студентов и аспирантов.
Решение конференции направлено Губернатору Красноярского края А.Г. Хлопонину, Председателю Законодательного собрания края А.В. Уссу, Министру образования и науки РФ А.А. Фурсенко и первому вице-премьеру Правительства РФ Д.А. Медведеву.

Заключение. Следует сказать, что Собрание не переоценивает эффективность общественных обращений к органам власти, но убеждено, что только активность гражданского общества способна уберечь российское государство и его граждан от плохо продуманных или узко корпоративных решений чиновников. Мировой опыт показывает – высокий уровень образования населения является важнейшим конкурентным преимуществом. Постиндустриальная экономика, основанная на знаниях, инновациях и наукоемких технологиях, требует не менее 50% работников с высшим образованием в структуре трудоспособного населения. Развитые страны уже достигли этого показателя (Япония – 72%, США – 54%), а Россия (22%) даже не ставит такую задачу. Тем самым страну обрекают на технологическое отставание, на выживание за счет добычи сырья и низкоэффективных производств первого передела.
В начале 90-х годов такую политику объясняли дефицитом федерального бюджета и отсутствием инвестиций. В последние годы правительственные «бухгалтеры» сознательно уводят из российской экономики и социальной сферы громадные средства бюджетного профицита, закапывают их в валютные резервы, стабилизационные, инвестиционные и прочие фонды, которые размещаются за рубежом и не работают на национальные интересы.
Президент и Правительство РФ, фракция «Единая Россия» в Госдуме РФ не хотят поднять зарплату федеральным служащим, ибо «боятся повышения инфляции». Но они почему-то не боятся в несколько раз поднимать зарплату чиновникам, число которых только на федеральном уровне составляет почти полтора миллиона человек (вдвое больше, чем во всем СССР), а их содержание с учетом льгот обходится государству около 100 млрд. долларов в год, тогда как на всю систему высшего образования расходуется почти в 100 раз меньше.
Пятнадцать лет государственные вузы имеют бюджетное финансирование не более 40% от минимально необходимого. В результате устарела материальная база вузов и особенно лабораторное оборудование по наукоемким специальностям, упал уровень научных исследований, остаются недопустимо низкими заработная плата и пенсионное обеспечение работников, стипендии студентов. На отпускаемые федеральные средства невозможно подготовить качественного специалиста по техническим специальностям – 21 тыс. рублей в год на студента вуза, тогда как на школьника – 25 тыс. рублей, на студента ПТУ – 37 тыс. рублей (для сравнения: в США – 22 тыс. долларов в год на одного студента). Труд вузовского доцента и профессора оплачивается многократно ниже его стоимости. Преподаватель российского вуза работает в аудитории в 3-4 раза больше, а зарабатывает в 10-15 раз меньше, чем его зарубежный коллега. Сегодня заработная плата и пенсия профессора, доктора наук на порядок меньше чем у госчиновника (!), чего никогда не было в России и нет в других странах. В результате профессора вынуждены работать в преклонном возрасте, что затрудняет приток и продвижение молодых кадров.
Серьезную обеспокоенность и тревогу вызывает закрытый характер подготовки многих документов Минобрнауки РФ о готовящихся изменениях в системе образования, без предварительного широкого общественного и профессионального обсуждения. Доктрины, концепции, стратегии и программы развития образования появляются с регулярностью, достойной лучшего применения, но реально нацелены лишь на сокращение федеральных затрат. Постоянно говоря о приоритетности образования, необходимости его модернизации и повышения качества до мирового уровня нынешняя российская власть фактически навязала обществу жесткую эксплуатацию работников отрасли. Средняя заработная плата в системе образования составляет лишь 43% от средней заработной платы в промышленности и 53% от средней заработной платы в экономике. Из-за низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее конкурентоспособной областью профессиональной деятельности, превращается в тормоз общественного прогресса и развития экономики страны.
Конечно, профессора не относятся к категории самых бедных российских граждан. Может быть поэтому, а также из-за присущей интеллигентности и аполитичности их гражданский голос плохо слышен в коридорах власти. Совершенно недостаточна и общественная активность российского студенчества. Но пока так будет, положение дел в российской высшей школе кардинально не улучшится.

<<  1 . 2  >>